Имя Венедикта Ерофеева стало широко известно на родине лишь в конце 1980-х годов, после публикации поэмы «Москва-Петушки» в журнале «Трезвость и культура» (1988 – 1989). До этого она ходила в самиздате, а печаталась только за границей. Сейчас эта книга переведена почти на тридцать языков мира. Ее считают энциклопедией русской жизни 1960 – х годов.
В 90-е годы разразился настоящий бум публикаций: были изданы многие произведения Ерофеева (за исключением большинства записных книжек и утраченных работ), а литература о нем в несколько раз превысила объем наследия писателя. По творчеству Ерофеева защищались диссертации, в ряде регионов «Москва-Петушки» стала включаться в школьную программу. Около 30 театров России, бывших республик СССР и зарубежья, ставили спектакли по произведениям «Москва – Петушки» и «Вальпургиева ночь». В Москве в сквере на площади Борьбы установлена скульптурная композиция, посвященная героям поэмы «Москва – Петушки». В 1997 году В. Ерофеев был удостоен премии Андрея Синявского.
Писатель обладал независимостью суждений, умением говорить правду в глаза, не признавал авторитетов. Он испытывал боль, сталкиваясь с равнодушием, черствостью, безразличием, холодной расчетливостью. Страдания своей застенчивой ранимой души писатель пытался скрыть за иронией, самоиронией, иногда за нарочитой грубостью.
Судьба Венедикта Ерофеева тесно связана с городом Кировском. Здесь будущий писатель жил и учился. Центральная городская библиотека имени А.М. Горького много лет собирает материалы о талантливом земляке.
С 1999 года ежегодно в городе проводятся Ерофеевские литературные праздники совместно с Мурманским отделением Союза российских писателей. По мнению писателя Бориса Блинова «проведение таких дней не только воздаст должное памяти выдающегося земляка, но и послужит возрождению культурных традиций края, повысит значимость Кольской земли в общелитературном российском пространстве».
11 мая, в день смерти Ерофеева (1990), собираются почитатели таланта писателя для возложения цветов к мемориальной доске на здании школы № 1.
В 2001 у руководства отдела культуры и библиотечной системы возникла идея создания при центральной библиотеке литературного музея Венедикта Ерофеева.
24 октября 2001 года в ЦГБ имени А.М. Горького открылась музейная экспозиция «Кировск-Москва-Петушки», включающая в себя: «Венедикт Ерофеев в Хибинах», «Годы учебы», «На Владимирской земле», «Москва-Петушки» - энциклопедия русской жизни 1960-х годов», «Друзья Ерофеева», «Уход в бессмертие», «Произведения В.Ерофеева в театрах мира».
На открытие экспозиции приехали сын писателя Венедикт Венедиктович Ерофеев с женой Галиной, сотрудник издательства «Вагриус» Елена Толкачева. Честь открытия экспозиции была предоставлена сестре Ерофеева Т.В.Гущиной и руководителю делегации мурманских писателей Б.Н.Блинову.
Оригинальному оформлению экспозиция обязана талантливому художнику Дмитрию Новицкому. Над входной дверью простирается карта маршрута «Москва – Петушки» со всеми промежуточными станциями.
Комната переносит посетителя из современности на тридцать с лишним лет назад, в начало брежневской эпохи. Экскурсия сопровождается голосом Ерофеева, читающего поэму «Москва-Петушки» - блистательную сатиру на советский строй.
Самыми ценными экспонатами можно считать рукописи Ерофеева, хранящие прикосновения его рук и тепло души, копии записных книжек, фотографии, сделанные самим писателем, заверенная копия записи акта о рождении на русском и карельском языках, полученная из ЗАГСа города Лоухи, золотая медаль, врученная Ерофееву после окончания школы, копия личного дела, заведенная на него во Владимирском педагогическом институте имени П.И.Лебедева-Полянского, скульптурное изображение А.Д.Синявского, книги с автографами и дарственными надписями, издание «Москвы – Петушков», подаренное другу Льву Кобякову за две недели до смерти писателя, фотография ныне снесенного дома в деревне Мышлино Петушинского района, где долгое время жил Ерофеев с женой и сыном… Все это было бескорыстно передано в дар открывающемуся музею.
Музей Ерофеева – памятник таланту писателя, памяти о людях и событиях, связанных с ним. Он не только заостряет внимание на нашей истории, но и подводит к философским размышлениям о вечных вопросах: смысле жизни, суетности бытия, любви, счастье.