Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Человек смертен - таково мое мнение. Но уж если мы родились - ничего не поделаешь, надо немножко пожить... "Жизнь прекрасна" - таково мое мнение.
"Никогда не замарав неприкосновенно опрятных крыл души и совести, художественного и человеческого предназначения тщетой, суетой, вздором, он исполнил вполне, выполнил, отдал долг, всем нам на роду написанный. В этом смысле — судьба совершенная, счастливая. Этот смысл — главный, единственный".
Белла Ахмадулина
"Веничка не столько был отвергнут миром, сколько сам его отверг, но при этом не отгородился, а бросил вызов, горько и страшно выразив свое несогласие с устройством мира, показав, что он другой".
Ефим Курганов
"Ерофеев - очень русский автор, то есть писатель, для которого светская литература намертво повязана с христианской традицией откровения, духовного прорыва из быта в бытие. Текст Ерофеева - всегда опыт напряженного религиозного переживания. Все его мироощущение наполнено апокалиптическим пафосом".
Александр Генис
"Может быть, зрители греческой трагедии переживали что-то похожее на то, что внушали нам тогда "Петушки": на эти страх и сострадание к невинному и одновременно неразгаданно виновному гибнущему герою".
Ольга Седакова
Виктор Некрасов о поэме "Москва-Петушки", 1977
Сергей Довлатов о поэме "Москва-Петушки", 1989
«Безвозвратно ушли в прошлое те времена, когда меня не существовало».
Венедикт Васильевич Ерофеев родился в г. Кандалакше 24 октября 1938 года. Поскольку родители его жили тогда в Чупе, то местом рождения была записана эта маленькая карельская станция.
В июле 1941 семья поселяется на станции Хибины, но уже в августе 1941 Ерофеевы уезжают в эвакуацию. В конце 1943 они возвращаются в Хибины, живут какое-то время в Зашейке, а в 1947 перебираются в Кировск, который становится родным городом будущего писателя. Здесь прошли его лучшие годы. В 1955 Венедикт окончил среднюю школу № 1 с золотой медалью.
Уехав из Кировска, Ерофеев никогда не забывал его: часто приезжал в любимый город, в письмах к сестре Тамаре просил ее почаще писать о Кольском полуострове и о Кировске.
В юношеском сочинении Ерофеева «Записки психопата», написанном в виде дневника, много зарисовок, связанных с нашим городом. Он вспоминает своих друзей и знакомых. В книге встречаются реалии, знакомые и сейчас каждому кировчанину: кинотеатр «Большевик», горно-химический техникум, библиотека имени Горького, газета «Кировский рабочий»…
11 мая 2005 года город Кировск (Мурманская область) отмечал 15-ю годовщину со дня смерти Венедикта Ерофеева и 35-летие написания поэмы «Москва – Петушки». У здания школы № 1, которую будущий писатель окончил с золотой медалью, состоялось возложение цветов к мемориальной доске. На церемонии присутствовали сестра писателя Тамара Гущина, преподаватели и учащиеся школы, работники культуры, поклонники творчества Ерофеева. О роли Ерофеева в жизни нашего города рассказала начальник отдела культуры Галина Ростова. Члены литературного объединения «Алаш» («Очаг») Александр Бондарев, Галина Гладких, Валентина Петрова прочитали свои новые стихотворения, посвященные Ерофееву. После этого состоялась лотерея. В барабане находилось 52 билета (из них 51 с ерофеевскими афоризмами, крылатыми выражениями, изречениями, и один – с призом). Число 51 было выбрано не случайно: столько лет писатель прожил на земле. Афоризмы тут же зачитывались вслух. Собравшихся было столько, что билетов на всех не хватило. Одному из учеников школы достался приз: книга Ерофеева «Москва – Петушки».
Большинство кировских поклонников Ерофеева лишено возможности возложить цветы на его могилу на Кунцевском кладбище в Москве. Но и тут был найден выход. Решили привязать две гвоздики к воздушным шарам и отправить их ему на небо. Взлетевшие шары подхватил ветер, и они вскоре скрылись за крышей школы. Шары для мероприятия безвозмездно выделил магазин детских игрушек «Карапуз». Затем желающие посетили музей Ерофеева в библиотеке имени М. Горького.
Творчество Ерофеева востребовано жителями города. Его книги спрашивают в библиотеках. Люди охотно приняли участие в юбилее. И это радует. Мы еще раз убедились в том, что прав был Венедикт Васильевич, когда написал: «Безвозвратно ушли в прошлое те времена, когда меня не существовало».
«Записки психопата», как отмечал писатель, «его первое заслуживающее внимания сочинение, начатое в 17-летнем возрасте, самое объемное и самое нелепое из написанного», имеет форму дневника. Читателя ждет трагикомичное повествование, относящееся ковремени обучения автора в Университете, а затем изгнания «из студентов в пролетариат».
«Москва — Петушки» (поэма в прозе, 1970; опубликована в 1988—1989). Самое известное произведение Ерофеева. Написана в 1970 году. Первая публикация - в израильском альманахе «Ами» в 1973 году. В СССР поэма впервые напечатана в декабре 1988 — марте 1989 гг. в журнале «Трезвость и культура» в сильно сокращённом варианте.
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Трагедия в 5-ти актах." Начало работы над произведением - 31-го декабря 1984 года, окончание - 18 апреля 1985 года. Первая публикация пьесы в журнале "Континент" (Париж) — № 45 и в Югославии (Jerofejev, Venedikt. Valpurgijska noc ili Koraci Komandora. Prev. Aleksandr Badnjarevic. Novi Sad: Polja, 1985). В СССР опубликована в 1989 году.
«Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в 1989). "Василий Розанов", эссе. Впервые напечатано 13 июля 1973 года в № 8 журнала "Вече".
«Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991) Сборник цитат из трудов Ленина. Впервые опубликована в "Континенте"(№ 55 за 1988 год).
«Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика). В этой книге собраны записи из записных книжек Венедикта Ерофеева, представляющие его меткие замечания по жизненным ситуациям, его "мысли вслух".
«Саша Черный и другие», эссе. Написано в январе 1982 года, впервые опубликовано посмертно (Сначала в "Независимой газете", 1991, № 9, потом в "Русской мысли", 1991, № 3879 , "Континенте", 1991, № 67 и в журнале "Театр", 1991, № 9).
Имя Венедикта Ерофеева стало широко известно на родине лишь в конце 1980-х годов, после публикации поэмы «Москва-Петушки» в журнале «Трезвость и культура» (1988 – 1989). До этого она ходила в самиздате, а печаталась только за границей. Сейчас эта книга переведена почти на тридцать языков мира. Ее считают энциклопедией русской жизни 1960 – х годов.
В 90-е годы разразился настоящий бум публикаций: были изданы многие произведения Ерофеева (за исключением большинства записных книжек и утраченных работ), а литература о нем в несколько раз превысила объем наследия писателя. По творчеству Ерофеева защищались диссертации, в ряде регионов «Москва-Петушки» стала включаться в школьную программу. Около 30 театров России, бывших республик СССР и зарубежья, ставили спектакли по произведениям «Москва – Петушки» и «Вальпургиева ночь». В Москве в сквере на площади Борьбы установлена скульптурная композиция, посвященная героям поэмы «Москва – Петушки». В 1997 году В. Ерофеев был удостоен премии Андрея Синявского.
Писатель обладал независимостью суждений, умением говорить правду в глаза, не признавал авторитетов. Он испытывал боль, сталкиваясь с равнодушием, черствостью, безразличием, холодной расчетливостью. Страдания своей застенчивой ранимой души писатель пытался скрыть за иронией, самоиронией, иногда за нарочитой грубостью.
Судьба Венедикта Ерофеева тесно связана с городом Кировском. Здесь будущий писатель жил и учился. Центральная городская библиотека имени А.М. Горького много лет собирает материалы о талантливом земляке.
С 1999 года ежегодно в городе проводятся Ерофеевские литературные праздники совместно с Мурманским отделением Союза российских писателей. По мнению писателя Бориса Блинова «проведение таких дней не только воздаст должное памяти выдающегося земляка, но и послужит возрождению культурных традиций края, повысит значимость Кольской земли в общелитературном российском пространстве».
11 мая, в день смерти Ерофеева (1990), собираются почитатели таланта писателя для возложения цветов к мемориальной доске на здании школы № 1.
В 2001 у руководства отдела культуры и библиотечной системы возникла идея создания при центральной библиотеке литературного музея Венедикта Ерофеева.
24 октября 2001 года в ЦГБ имени А.М. Горького открылась музейная экспозиция «Кировск-Москва-Петушки», включающая в себя: «Венедикт Ерофеев в Хибинах», «Годы учебы», «На Владимирской земле», «Москва-Петушки» - энциклопедия русской жизни 1960-х годов», «Друзья Ерофеева», «Уход в бессмертие», «Произведения В.Ерофеева в театрах мира».
На открытие экспозиции приехали сын писателя Венедикт Венедиктович Ерофеев с женой Галиной, сотрудник издательства «Вагриус» Елена Толкачева. Честь открытия экспозиции была предоставлена сестре Ерофеева Т.В.Гущиной и руководителю делегации мурманских писателей Б.Н.Блинову.
Оригинальному оформлению экспозиция обязана талантливому художнику Дмитрию Новицкому. Над входной дверью простирается карта маршрута «Москва – Петушки» со всеми промежуточными станциями.
Комната переносит посетителя из современности на тридцать с лишним лет назад, в начало брежневской эпохи. Экскурсия сопровождается голосом Ерофеева, читающего поэму «Москва-Петушки» - блистательную сатиру на советский строй.
Самыми ценными экспонатами можно считать рукописи Ерофеева, хранящие прикосновения его рук и тепло души, копии записных книжек, фотографии, сделанные самим писателем, заверенная копия записи акта о рождении на русском и карельском языках, полученная из ЗАГСа города Лоухи, золотая медаль, врученная Ерофееву после окончания школы, копия личного дела, заведенная на него во Владимирском педагогическом институте имени П.И.Лебедева-Полянского, скульптурное изображение А.Д.Синявского, книги с автографами и дарственными надписями, издание «Москвы – Петушков», подаренное другу Льву Кобякову за две недели до смерти писателя, фотография ныне снесенного дома в деревне Мышлино Петушинского района, где долгое время жил Ерофеев с женой и сыном… Все это было бескорыстно передано в дар открывающемуся музею.
Музей Ерофеева – памятник таланту писателя, памяти о людях и событиях, связанных с ним. Он не только заостряет внимание на нашей истории, но и подводит к философским размышлениям о вечных вопросах: смысле жизни, суетности бытия, любви, счастье.